ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Территория полевого туристско-краеведческого лагеря ДЛР «Гамаюния» является природным полигоном для работы многопрофильных отрядов юных краеведов-исследователей.

Юными историками-краеведами ДЛР в ходе разведывательных маршрутов было оборудовано более 145 стационарных опорных стоянок с собственной топонимией, создан информационный блок данных по памятникам природы и истории, включающий в себя более 250 объектов: лесные урочища, малые реки и ручьи, родники, отдельные участки долины рек, гривы, болота. В ходе разведки было открыто 53 археологических памятника, в том числе 25 курганных групп, 7 городищ. Под руководством ученого секретаря Института археологии Российской Академии Наук Ширинского С.С. проведены археологические раскопки 8 курганов.

В результате археологического поиска создана коллекция экспонатов, имеющая научное описание. Результатом экспедиционной деятельности стало создание трех этнографиических музеев, формирование геологической и археологической коллекций. Накоплен богатейший архивный материал: дневниковые записи, штурманские и краеведческие отчеты, образцы литературного творчества, фонотека, слайдо и видеотека. В 1993 году был открыт музей «Смоленские Украсы» в башне Маховой Смоленской крепостной стены. Коллекции музеев клуба насчитывают более 5 000 экспонатов. Двери музея гостеприимно открыты для смолян. Более 20 000 ребят и взрослых стали его посетителями и соприкоснулись с материальной и духовной культурой наших предков, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы. 

Процесс обустройства фольклорно-этнографических этапов складывается из физических (строительные работы на сказочных этапах, маркировка, гатение троп, оборудование водозаборов…), умственных (разработка и предварительное проигрывание сценариев на основе подлинных обрядовых текстов), эмоциональных усилий («вчувствование» - вживание в образ). При подготовке сценарной части практически каждый ребенок имеет возможность хотя бы один раз сыграть близкую ему по духу самостоятельно выбранную роль того или иного сказочного персонажа. При организации и проведении туристско-краеведческих мероприятий участники встречаются с реальными, порой суровыми, трудностями, что требует от них мужества, смелости, решительности, сообразительности, упорства. Каждая сезонная программа ДЛР имеет свои отличия и особенности.

Интерес и желание к совместной работе с ДЛР проявляют детские краеведческие отряды школ, учебных заведений г. Смоленска и других городов. В программах каждого сезона осуществляется единство целей, единое управление и взаимодействие отрядов, преемственность и сменяемость видов краеведческой работы, их общественная значимость и полезность. В программах ДЛР в разные годы принимали участие детские краеведческие отряды школ, училищ и других образовательных учреждений г. Смоленска, отряды из Москвы, Краснодара, Риги, Архангельска, Десногорска, Духовщины, Красного, Гагарина, п. Озерный. Последние 3 года идёт активный процесс систематизации и обобщения накопленного материала. Появился государственный заказ на проведение исследовательских работ в виде сотрудничества с Департаментом по природным ресурсам. Теоретические виды деятельности сочетаются с практической работой – прохождение маршрутов, работы по благоустройству стоянок. При этом сохраняются традиционные виды деятельности – работа на конкретных локальных точках ДЛР, создание новых стоянок.

Творческое развитие получила идея создания мастерской «Народные ремесла». В настоящее время работа этой мастерской ведется по следующим направлениям: работа с лыком, работа с берестой и другими природными материалами, ткачество. Новым перспективным и интересным направлением, пользующимся большой популярностью, является работа гончарной мастерской. Так же произведена систематизация и обобщение материалов гончарной коллекции Смоленской области (из архивов ДЛР). Ведется кропотливая работа по изучению истории д. Рибшево (запись биографий жителей, описание подворий и т.д.). В д. Рибшево летом 2004 г. создан еще один краеведческий музей. 

Удачной является практика проведения совместных программ с Всероссийской Школой выживания, Московским Центром детского творчества «Медведково», фольклорным объединением «Белый камень» и другими коллективами, ориентированными на изучение народного творчества.